На главную
На главную  |  Контакты  |  Карта сайта
услуги /круизы /круизы по реке /маршруты речных круизов /
 расширенный поиск

Беломорско-Балтийский канал


   Беломорско-Балтийский канал введён в эксплуатацию 20 июня 1933 г. Трасса канала проходит от посёлка Повенец на Онежском озере до города Беломорск на Белом море. Канал объединил водные пути северо-западной, а затем и центральной частей СССР с судоходными реками бассейна Белого моря - Северной Двиной, Онегой, Мезенью. Ввод в эксплуатацию канала позволил исключить необходимость доставки природных ресурсов Кольского полуострова и Карелии к пунктам переработки далеким кружным путем в обход Скандинавского полуострова. Общая протяженность канала 227 км, в том числе 7 км приходится на подходной канал со стороны Белого моря.


   Южная часть канала начинается в Повенецкой губе Онежского озера, а северная завершается в Сорокской губе Белого моря. Канал на значительном протяжении пролегает по затопленным долинам небольших рек Повенчанки, Выга, Воложки, Телекинки, Шижни и многочисленным озерам. Искусственная часть канала имеет протяженность 37 км.


   Канал проходит по водоразделу между Онежским озером и Белым морем по крайне пересеченной местности, его подразделяют на три характерных участка: южный склон, водораздельный бьеф и северный склон.


   На канале построены 19 гидроузлов: 7 гидроузлов южного склона создают напор 69 м, а 12 гидроузлов северного склона - напор 103 м. В состав 19 гидроузлов входят 13 двухкамерных и 6 однокамерных шлюзов. Таким образом, на канале имеется 32 камеры шлюзов. Помимо этого, для создания подпора и регулирования стока на канале построены 15 плотин, 5 гидроэлектростанций, 12 водосбросов и другие сооружения.


   Питание канала водой естественное. Сток воды в водораздельный и промежуточный бьефы на южном и северном склонах обеспечивает работу канала в течение навигации. Средняя длительность физической навигации на канале 165 сут.


   В результате подпора воды плотинами, проведения дноуглубительных и скалоуборочных работ ранее разобщенные озера и реки превращены в цепь озеровидных бьефов. Озера и речные разливы (уширения) соединены между собой небольшими реками и каналами. На озерах имеется множество небольших островов, что усложняет судоходство.


   Канал пролегает в песчаных грунтах с валунами. На озерах имеются каменистые отмели (банки). В водораздельной части канала и на северном склоне дно и берега сложены скальными породами. Подобный характер грунтов дна канала, озер и рек требует от судоводителя исключительного внимания к навигационным знакам. Даже небольшое уклонение судна за кромку судового хода создает угрозу повреждения или даже пролома корпуса. На многих участках канала организовано одностороннее движение, расхождение и обгон разрешены лишь в уширениях.

Южный склон канала и водораздельный бьеф относительно коротки (соответственно 10 и 20 км).


   Из 7 гидроузлов южного склона в состав первых 6 гидроузлов входят двухкамерные шлюзы, седьмой гидроузел включает в себя однокамерный шлюз. Расстояния между гидроузлами южного склона невелики - примерно 1 км. Эти короткие промежуточные бьефы не имеют уширений, лишь при приближении к водораздельному бьефу подходы к шлюзам расширяются, создавая благоприятные условия для судоходства. В районе шлюза № 2 канал пересекается разводным мостом. Разводку моста выполняют с пульта управления шлюза. Движение судов регулируется сигналами светофоров. На южном склоне канала грунт дна - песок с валунами, частично скалистый грунт.

Относительно благоприятный для судовождения участок канала от каменистой прорези в районе Шлюзового створа до шлюза № 6, его часто называют Боровецким плесом.


   Водораздельный бьеф длиной 22 км расположен между шлюзами № 7 и 8. В границах водораздельного бьефа судовой ход на протяжении 10 км пролегает по оз. Воло, а на протяжении 4 км - по оз. Вадло. Рельеф дна здесь крайне неровный - глубины по оси судового хода меняются от 4,5 до 15 м. Судовой ход, огибая многочисленные острова, имеет повороты. При приближении к северному склону на протяжении 4 км судовой ход пролегает по узкому каналу. Лишь в непосредственной близости от первого шлюза северного склона (шлюза № 8) имеется уширение канала, благоприятствующее расхождению судов.


   Водораздельный канал можно назвать самым трудным участком на Беломорско-Балтийском канале: берега его скалистые, вдоль бровок канала через каждые 20-40 м установлены ряжи, подводные бровки имеют множество выступов, представляющих большую опасность для судов. Движение судов здесь одностороннее, регулируется на подходе с юга сигналами семафорного поста, установленного на левом берегу при выходе из Вадловской прорези.


   Северный склон канала состоит из участков со специфическими условиями плавания. Бьеф между шлюзами № 8 и 9 общей длиной 11 км включает в себя Маткоозеро, р. Вологжу, оз. Торос и связующие их участки. В границах Маткоозера (длиной 8 км) на оси судового хода наблюдаются перепады глубин от 5 до 17 м, ширина озера достигает 3 км. По р. Вологже (длиной около 1 км) проложен узкий судовой ход с относительно стабильными глубинами - 4,1-4,5 м. Движение судов в прорези одностороннее, скорость судов ограничена. Далее ширина водоема Торосозеро увеличивается до 1 км и глубины изменяются от 4,5 до 7 м.


   Следующий промежуточный бьеф между шлюзами № 9 и 10 имеет значительную длину - 86 км. На протяжении 36 км судовой ход пролегает по озеру Телекино, руслу и долине р. Телекинки. Последующую часть бьефа составляет Выгозеро (Выгозерское водохранилище). Ширина акватории в границах, находящихся в подпоре оз. Телекино и р. Телекинки достигает 3 км. На отдельных участках судовой ход имеет значительную ширину. Однако во многих местах вблизи от кромок хода имеются каменистые и скалистые острова, что исключает возможность выхода судна за границы установленной ширины. Глубины колеблются от 4,5 до 10 м.

 
   На отдельных участках р. Телекинки судовой ход пролегает по прорезям, спрямляющим извилины затопленного русла. На этих участках судовой ход имеет ограниченную ширину и относительно ровное дно.

На этом участке встречается большое число затопленных и подтопленных островов, периодически всплывает торфяник (особенно на р. Телекинка). К наиболее сложным для судоходства местам здесь следует отнести Осиновый порог, банку Муромскую, прорези, порог Сиговец и Выгозеро. Основной судовой ход в пределах этого озера имеет достаточные габаритные размеры. Исключением является район Повенецких банок, где глубина падает до 4 м.


   Находящееся в подпоре Выгозеро имеет длину около 50 км и ширину 15 км. Выгозеро является самым большим на Беломорско-Балтийском канале, площадь его зеркала при НПУ составляет 1250 км2. Берега озера изрезаны заливами, на озере множество островов, каменистых отмелей. Основной судовой ход длиной 50 км имеет повороты. На озере большое число дополнительных судовых ходов (подходных). Транзитный судовой ход пересекает озеро в его наиболее глубокой части - глубины по оси хода составляют 10-20 м.


   Шлюзы № 10 и 11 разделены небольшим оз. Воицкое шириной от 100 м до 1,5 км. На его основном судовом ходу глубины колеблются от 4,1 до 10 м. Шлюзы № 11 и 12 разделяет бьеф длиной 34 км. Этот участок включает в себя оз. Шавань, р. Онду и участок, именуемый Парандовский плес. Участок р. Онды длиной около 6 км наиболее затруднителен для судоходства. Здесь габаритные размеры судового хода минимальны, ход искривлен, пролегает в скальных породах. При движении от шлюза № 11 до шлюза № 12 суда следуют вначале через оз. Шавань по участку Онда, а затем - по Парандовскому плесу. Участок Онда - один из наиболее трудных для судоходства участков Беломорско-Балтийского канала. Судовой ход здесь извилистый и в нескольких местах проходит по прорезям, проложенным в скальном грунте. Другие части бьефа затруднений для судоходства не представляют, глубины по длине бьефа относительно стабильны.

Шлюзы № 12 и 13 разделены узким, почти прямолинейным судоходным каналом длиной 5 км.


   Движение судов по каналу регламентируется указаниями начальников вахт, шлюзов. Искусственный канал, расположенный между шлюзами № 12 и 13, является затруднительным для судоходства участком. В скальной части канала необходимо держаться строго середины судового хода, так как на кромках последнего имеются подводные скалы. Между шлюзами № 13 и 14 судовой ход на протяжении 19 км пролегает по подтопленному руслу р. Выг. Этот участок называют Матконежским бьефом. Ширина бьефа колеблется от 250 м до 1 км, а глубины на оси судового хода - от 5 до 10 м. Шлюзы № 14 и 15 разделены двухкилометровым каналом, вырубленным в скальных породах. В бьефе между шлюзами № 15 и 16 судовой ход на участке длиной 10 км вновь возвращается в подтопленное русло р. Выг. Этот участок называют Выгостровским бьефом.


   После шлюза № 16 до Сорокинской бухты начинается крутой спуск канала к Белому морю, где шлюзы разделены тремя бьефами длиной 1, 3 и 5 км, а судовой ход пролегает по подтопленному руслу р. Шижни, которое местами углублено и спрямлено прорезями. В связи с небольшими габаритными размерами русла условия судоходства здесь затруднительны.

В нижнем бьефе шлюза №18 находится разводной однопролётный мост. Заявка на разводку подаётся диспетчеру Беломорского морского порта.


Шлюзы
   Шлюзы Беломорско-Балтийского канала имеют однотипные конструкцию и размеры камер - 135х14,3 м. Верхние и нижние ворота двустворчатые. Питание камер водой осуществляется через короткие обходные водопроводные галереи, расположенные в верхней и нижней головах шлюза. При строительстве канала широко применялась древесина -подпорные сооружения, причальные стенки, отдельные части стен шлюзов были выполнены в виде деревянных ряжей, заполненных камнем. Некоторые шлюзы были вырублены в скальном грунте и их стенами являлись естественные скальные породы, облицованные древесиной или выровненные бетоном.

С течением времени древесина и бетонное покрытие скальных поверхностей стали разрушаться. В связи с этим в настоящее время ведутся работы по реконструкции плотин, судоходных и причальных сооружений Беломорско-Балтийского канала.

Условия плавания.
   Гарантированные минимальные габариты судового хода: глубина 4 м, ширина 36 м, радиус закругления 500 м.

Условное направление течения по главному судовому ходу Беломорско-Балтийского канала принято считать от Онежского озера к Белому морю (включая Выгозеро). Поэтому западный берег канала считается левым, а восточный - правым. На дополнительных судовых ходах Выгозера направление течения принято от берега в сторону главного судового хода. В соответствии с этим расставлены средства навигационного оборудования судового хода в состав которых входят в основном осевые створы, вехи, буи и маяки.


   Из-за относительно небольших габаритных размеров судового хода расхождение и обгон судов и составов на канале допускаются только на прямолинейных участках пути, движение в условиях ограниченной видимости (менее 1 км) запрещается. Судам и составам, оборудованным РЛС, УКВ радиостанциями и компасами разрешается следовать в этих условиях видимости по главному судовому ходу только на одном участке - в Выгозере от створа Крайний до рейдов пристани Надвоицы.


   Скорость судов на искусственных участках канала не должна превышать 8 км/ч. К таким участкам отнесены отрезок пути от шлюза № 1 до шлюза № 5, участок водораздельного/бьефа перед шлюзом № 8 (длиной 7 км), участок за шлюзом № 12 (длиной 5 км), отрезок пути от шлюза № 14 до шлюза № 15, участок за шлюзом № 18 в районе пос. Шижни (длиной 3 км).


В этом разделе:
© Iberia-tour 2009

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (8)


Rambler's Top100